Формирование практики и профессиональной идентичности терапевта

0_e301f_5e78f300_XL На трёх китах покоится успешная практика гештальт-терапевта. Чаще всего, один или два у человека покрупнее (даже можно выезжать на одном какое-то время), а могут быть все три одинаково хилые, и ничего. Думаю, вот какие фундаментальные составляющие нужны:

   1) Профессиональная компетентность. Кто-то спросит: а разве ещё что-то нужно? Безусловно.
Я знаю коллег, которые, при всех своих (энциклопедических) знаниях работают без огонька, да и клиентов им мало кто может отправить. Поскольку работу их мало кто видел – дружат они с двумя-тремя коллегами и в сообществе появляются редко, в силу своих личностных особенностей.

   2) Душевность. Или контактность, умение найти подход к человеку, расположить к себе. Это то, чего не хватает многим клиентам, и потому они тянутся. Кроме того, чем больше связей и отношений у терапевта, тем громче сарафанное радио. Даже посредственный терапевт с хорошей социальной сеткой без работы не останется.

Читать далее

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Matrix_NoSpoon1  Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта. Пытаясь разобраться в своей ситуации, клиент строит всевозможные предположения, гипотезы и старается подключить к этому психотерапевта.
   Две головы лучше – а вторая так вообще компетентна – сейчас найдём объяснение, случится инсайт, и проблема решится. Так размышляет клиент, и как правило, впадает в ступор, когда вместо ясности получает странное ощущение тумана в голове.
   Я ценю это состояние, и всегда радуюсь, когда оно случается в терапии. Это говорит о том, что происходит что-то важное. Это значит, что появилась возможность выйти за пределы своей жизненной парадигмы, чуть дальше за зону осознавания.
   Все предыдущие идеи потерпели крах, так стоит ли “искать ответы внутри” – их там нет. Как нет их и у терапевта, потому что у него свой взгляд на жизнь и свои способы справляться с ее вызовами. И не приведи господь ему советовать что-либо из своей ситуации.
   Истина, выход рождается где-то посредине, на неизведанной никем территории. Другой человек рядом помогает туда попасть – куда, не знает он сам. Больше того, картина мира, парадигма психотерапевта тоже может меняться. Мы выходим на новый уровень восприятия действительности, когда принимаем иной, отличный от нашего, взгляд на вещи. Такова природа человеческой психики.

Читать далее

Без названия

FB_IMG_1501363767357   Всему нужно учиться. Непрерывно. Всю жизнь. Никто не рождается со знанием и умением жить.
   Есть у нас, конечно, биологическое: врожденные ориентиры и стимулы, полезные блоки, рефлексы, программы.
   Но умения нет. Сделать что-то красиво, адекватно, эффективно. Попросить, отказать, расположить к себе, организовать пространство, проконкурировать…
   Успевать главное, следить за собой, зарабатывать, видеть возможности, жить на стороне удовольствия.
   Любить.

   Для этого нужен другой человек, пример. Затем люди, взрослые, окружение, общество. Затем со-общество, если делать что-то сложное.

   Сначала берешь все подряд, потом выбираешь, под себя. Только то, что подходит, укладывается в индивидуальность, которая отчасти есть от рождения, отчасти сформирована. Но большая часть (зрелой) личности – это свой собственный вклад, день за днём, год за годом.

   Зависть к другим, недовольство собой, по большому счету, абсурдны. Никто не может сделать лучше, чем я, потому, что он – не я. Если только я не подражаю…

   Обесценивание себя на фоне других людей блокирует развитие, в собственном, уникальном ключе. А ведь у каждого есть своё место, свой размер, свой темп. Свой стиль. То, что можно оттачивать всю жизнь.
   Ведь это вполне под силу – стараться делать каждый раз лучше, чем вчера.

 

Читать далее