Без названия

FB_IMG_1501363767357   Всему нужно учиться. Непрерывно. Всю жизнь. Никто не рождается со знанием и умением жить.
   Есть у нас, конечно, биологическое: врожденные ориентиры и стимулы, полезные блоки, рефлексы, программы.
   Но умения нет. Сделать что-то красиво, адекватно, эффективно. Попросить, отказать, расположить к себе, организовать пространство, проконкурировать…
   Успевать главное, следить за собой, зарабатывать, видеть возможности, жить на стороне удовольствия.
   Любить.

   Для этого нужен другой человек, пример. Затем люди, взрослые, окружение, общество. Затем со-общество, если делать что-то сложное.

   Сначала берешь все подряд, потом выбираешь, под себя. Только то, что подходит, укладывается в индивидуальность, которая отчасти есть от рождения, отчасти сформирована. Но большая часть (зрелой) личности – это свой собственный вклад, день за днём, год за годом.

   Зависть к другим, недовольство собой, по большому счету, абсурдны. Никто не может сделать лучше, чем я, потому, что он – не я. Если только я не подражаю…

   Обесценивание себя на фоне других людей блокирует развитие, в собственном, уникальном ключе. А ведь у каждого есть своё место, свой размер, свой темп. Свой стиль. То, что можно оттачивать всю жизнь.
   Ведь это вполне под силу – стараться делать каждый раз лучше, чем вчера.

 

Читать далее

Покинутый рай

IMG_20170731_190707   Когда кому-то говоришь, что на любовных отношениях свет клином не сошёлся, и жить без этого можно, люди справедливо возражают. Нельзя быть полностью счастливым без пары, ничто не может заменить присутствие любимого человека в жизни. Никакое творчество, работа, деньги или (эта ваша абстрактная) самоактуализация никогда не станут эквивалентом взаимной любви.
Спорить трудно и я не стану. Это действительно важно, любовь даёт крылья.
   Мы все стремимся пережить заново блаженство слияния, покинутый рай… Младенческие годы, возможно, самые счастливые и беззаботные.
   Но всё-таки мы растём дальше, и это не остановить. В процессе развития и взросления приобретаются другие интересы, драйвы, появляются новые опоры для существования. Нормальный взрослый может переключаться между тем и этим, не зависеть так от чувства утробной безопасности и безусловной любви.
   Но, как известно, бывают ситуации посложнее. Когда один человек вдруг занимает сумасшедше важное место место в психической реальности другого. Когда без него не мыслится существование… Нельзя есть и спать, а не то что там работать. Когда возлюбленный (ная) становится вдруг частью self, частью идентичности. Если нет его – нет меня. Или я уже какой-то не тот… Когда не получается просто, или с усилием, переключиться на что-то другое, что-то своё. Нельзя выбрать свою линию, есть только “мы” – реальное или абстрактное. Всё делается ради того, чтобы быть вместе, сужается мир.
   Когда это так, это проблема. И нужно лечить. Рай оборачивается адом, рано или поздно – думаю, понятно почему…
   Как с этим быть, справляться, “лечить” спросите вы? Обычно эти вопросы задают психологу в надежде получить рецепт избавления. Но ирония в том, что такой запрос лишь подтверждает зависимость. Теперь от психолога. Терапия в том, чтобы позволить человеку решать свои конфликты самостоятельно, но в сопровождении. Быть рядом, поддерживать, немного направлять – совсем немного. Помочь проживать одиночество не так остро, но и не бежать от него, спасаясь в очередных объятьях.

   Научиться ходить. Потом бегать. Потом летать самостоятельно.
   Вернуться в свой собственный рай.

Читать далее

Этапы становления гештальт-терапевта

D6yOX257LJs Путь в профессию гештальт-терапевта начинается со специальной программы обучения. Необходимо испробовать гештальт на себе в качестве клиента индивидуальной и групповой терапии, прочесть несколько  базовых книг. На знакомство с методом требуется минимум два года.

   Изучение дополнительной литературы: теории развития личности, психоанализ, дифференциальная диагностика, понятие о травмах и кризисах, зависимостях, основы семейной терапии, сексологии и чего-то еще по вкусу, займет еще года два.

   Чтобы на основании прочитанного, в процессе работы с клиентом, начал выпадать нужный файл из памяти для формирования рабочей гипотезы и постановки толковой интервенции, нужно еще пару лет.

   Еще два года – на то, чтобы не сносило ударной волной от чувств клиента, и от своих собственных, во время сессии; чтобы не сливаться с клиентом и оставить порывы безвозвратно уйти из профессии. Также пора определиться со специализацией.

   Еще два года уйдет на то, чтобы хладнокровно воспринимать обесценивание клиентами, их уходы и терапевтические неудачи, выработать собственный стиль и получить еще одну специализацию.

   Еще пару лет – чтобы сформировать устойчивую терапевтическую практику, научиться вести группы и без заикания называть себя состоявшимся психотерапевтом. Третья специализация, кстати, не помешает.

   После этого можно начинать давать супервизию молодым коллегам, пробовать преподавать основы гештальт-терапии, и наконец-то осмыслить те книги, которые были прочитаны в первые два года.

   Если вас не останавливает все это, и вы все же хотите приобщиться к миру психотерапии, мы с Володей Степаненко набираем новую первую ступень по гештальт-терапии. Программа обучения стартует уже в начале нового 2018 года. Приглашаем!

Читать далее